История применения гелия («солнечного газа») - ООО «Газпром газэнергосеть гелий»
ООО «Газпром газэнергосеть гелий»

История применения гелия («солнечного газа»)

Считается, что дирижабль изобрёл в XVIII веке французский математик Жан Батист Мари Шарль Мёнье. Но первый аппарат был запущен в воздух только в 1852 году. А первый полностью управляемый полёт в 1884 году совершил французский военный дирижабль с электрическими моторами мощностью 8,5 л.с. Конец XIX – начало XX веков было временем негласного соревнования электрических двигателей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Электрические двигатели широко использовались в автомобилях, в том числе гоночных. Их распространением занимался, том числе, тандем Томаса Эдисона и Генри Форда. Но по сумме характеристик электрические двигатели уступили ДВС – как на земле, так и в воздухе.

Первоначально все дирижабли были мягкого типа – их матерчатый корпус одновременно служил оболочкой для газа. Но с развитием технологий появились жесткие дирижабли. В них несущий газ распределялся по отдельным отсекам, размещенным внутри обтянутого тканью каркаса. Такие аппараты обладали большей грузоподъемностью, чем самолеты того времени. Они зарекомендовали себя как быстроходные и довольно надежные транспортные средства. Наиболее известными и массовыми стали т.н. цеппелины – аппараты немецкого производства, родоначальником которых стал граф Фердинанд фон Цеппелин, – с 1899 по 1938 годы их было выпущено 119 штук.

Но самолёты стремительно совершенствовались, и постепенно дирижабли уже начали казаться машинами медленными и неповоротливыми. Однако, в первой трети XX века они всё ещё выигрывали по грузоподъёмности, поэтому расцвет дирижаблей пришёлся на период между двумя мировыми войнами – были открыты несколько линий пассажиро- и грузоперевозок. Дирижабли использовались в том числе и в почтовых целях. Но постепенно самолёты вытеснили дирижабли с просторов пятого океана.

«Золотой век» дирижаблей закончился в 1937 году вместе с катастрофой цеппелина «Гинденбург». Жесткий аппарат немецкого производства, наполненный водородом, взорвался при посадке в США. Разумеется, этого бы не произошло, если бы вместо водорода можно было использовать гелий. К сожалению, производство гелия на тот момент было чудовищно дорогим. Даже сегодня гелий стоит в среднем в десять раз дороже природного газа. Но при этом он достаточно дёшев, чтобы широко использоваться в немногочисленных современных дирижаблях и воздушных шариках.

Через 32 года после катастрофы цеппелина «Гинденбург» группа Led Zeppelin выпустила свой дебютный альбом с фотографией его крушения на обложке.

Эксперименты в области дирижаблестроения в разных странах мира продолжались на протяжении всех послевоенных лет. Ведутся они и сегодня. Интерес к дирижаблям проявляют военные (в том числе в США и России), а также нефтегазовые компании (например, «Газпром»).

Дирижабли в России

Первый аппарат такого типа, изготовленный в нашей стране, был запущен в Петербурге в 1908 году. К 1914 году у России имелся довольно крупный по сравнению с другими державами, но скромный в абсолютном исчислении флот в 20 дирижаблей. В целом военно-воздушный флот Российской империи к началу Первой мировой войны был одним из крупнейших, если не самым крупным в мире. Но затянувшиеся боевые действия показали, что кроме большого количества воздушных судов необходимо иметь также промышленность, способную оперативно удовлетворять потребности фронта, а также развитую транспортную систему. Этих важных вещей у России на тот момент не было. Началось катастрофическое отставание от других воюющих держав как по количеству, так и по качеству воздушных судов. Последовавшие две революции и Гражданская война усугубили и без того тяжелое положение. Тем не менее, после создания Советского Союза отечественное производство дирижаблей было восстановлено в кратчайшие сроки – первый аппарат мирного времени построили в 1923 году.

    

В 1932-ом в городе Долгопрудный начало работу специальное предприятие «Дирижаблестрой» (сейчас – ПАО Долгопрудненское научно-производственное предприятие). Интересно, что во многом благодаря этому предприятию Долгопрудный начал бурно развиваться и позже получил статус города.

Для освоения производства дирижаблей полужёсткого типа был приглашен итальянский конструктор Умберто Нобиле. Такие аппараты планировалось использовать для внутрисоюзного воздушного сообщения. В конце февраля 1933 года инженеры под руководством Нобиле создали первый советский полужесткий летательный аппарат – СССР В-5. А его собрат СССР В-6 (Осоавиахим) установил мировой рекорд по беспосадочному полёту (130 часов 27 минут).

Параллельно проводились исследования, в какой области народного хозяйства дирижабли принесли бы максимальную пользу. Было ясно, что их можно использовать для геологоразведки Сибири и Заполярья, а также исследования Арктики. Применялись дирижабли и в агитационных целях.

Во второй половине 1930-х годов во всём мире экспериментировали с заполнением баллонов дирижаблей гелием. Но на тот момент по целому ряду причин – от дороговизны до текучести гелия – это направление практически не развивалось.

Во время Великой Отечественно войны Советский Союз использовал дирижабль В-12 – для подготовки десантников и транспортировки оборудования. До 1945 года на нем было совершено около 1,5 тыс. полетов.

Для защиты многих объектов от авиации противника во время войны широко применялись ближайшие «родственники» дирижаблей – аэростаты. Самолеты противника повреждались при столкновении с тросами, оболочками или вызывали взрыв подвешенного на аэростате взрывчатого вещества. В последний год войны был построен аппарат «Победа», который использовался в качестве минного тральщика на Черном море.

На смену поршневой авиации пришла авиации реактивная. Дирижабли всё больше проигрывали самолётам по скорости. За последние 70 лет так и не удалось сделать дирижабли «проворнее». Если посмотреть только на гражданскую авиацию, то мы увидим довольно грустный факт крейсерская скорость современных авиалайнеров на порядок больше крейсерской скорости дирижаблей.

Впрочем, эксперименты в области дирижаблестроения продолжались на протяжении всех послевоенных лет. В них активнее применяли гелий. В начале 1980-х годов в СССР были произведены расчеты специального аппарата для морского флота, но из-за проблем с финансированием, вызванных перестройкой, проект был законсервирован.

В целом же конец прошлого века стал временем возрождения интереса к дирижаблям. Развитие технологий сделало гелий более доступным и дешевым, а, значит, появилась возможность отказаться от водорода. На сегодняшний день дирижабли используются в основном для увеселительных полетов и в рекламных целях. Но вместе с тем способность данного типа аппаратов надолго зависать в воздухе без расхода топлива позволяют разрабатывать жизнеспособные проекты по мониторингу различного рода объектов. Дирижабли применяют в армиях разных стран мира.

Разрабатываются специальные грузовые дирижабли. Такие машины могут пригодиться для перевозки нестандартных, крупных грузов.  Практическими разработками такой техники на сегодняшний день занимаются США, Европа и, отчасти, Россия.